? С июля нынешнего года начал действовать закон, преследующий благие цели и призванный информировать российских потребителей, что именно они едят. По этому закону в торговых сетях и магазинах должны продаваться отдельно продукты из настоящего молока без заменителей молочного жира (БЗМЖ) и те, в которых эти заменители содержатся.
Но холодильников не прибавилось
Идея была в том, чтобы владельцы магазинов обзавелись отдельными холодильниками, помеченными упомянутой маркировкой. Однако, с вступлением в силу закона этого не произошло. Никаких дополнительных витрин-холодильников не появилось, молочные продукты даже не выкладываются по отдельности.
Это означает, что на закон надеяться нечего, выживать и защищаться от фальсификата по-прежнему нужно самостоятельно. Как и решать вопрос о том, насколько заменители жира в молочке опасны для здоровья.
Поскольку встречаются они повсюду:
- В мороженом.
- В сметане.
- В твороге и сырных продуктах.
- В йогуртах, кефирах и других молочных напитках.
Что такое ЗМЖ
Заменители молочного жира на российском рынке очень популярны. Производят их из тропических масел, чаще всего из пальмового. Вопреки распространенному мнению, само пальмовое масло никуда не добавляют. Его перерабатывают, чтобы получить олеин – основу тех самых заменителей, которые считаются более полезными для здоровья, потому что не содержат холестерина.
Переработка достаточно глубокая. Сначала пальмовый продукт очищают, потом в присутствии катализатора при высокой температуре получают смесь насыщенных жирных кислот с ненасыщенными, полученными из подсолнечного масла. Но как отличить настоящий молочный товар от тех, которые изготовлены на олеине? Это можно сделать, обращая внимание на три главных показателя.
Аббревиатура на ценниках
При отсутствии табличек и логотипов информация должна быть на ценниках. Здесь в ходу разные аббревиатуры – БЗМЖ или ЗМЖ, СЗМЖ. Первая отрицает наличие растительных жиров в молочке. Две последних говорят о том, что это продукт на олеине из пальмового масла. Но даже эту информацию подают мельчайшим шрифтом, заставляя покупателей напрягать зрение, рассматривая нужные буквы.
Или сразу же читать состав на упаковке, нанесенный столь же микроскопически и зашифровано. Хотя информация от производителей всегда более надежная. А сотрудники магазинов могут и ошибаться, прицепив ценник не туда, где ему место. Не редкость случаи, когда ненатуральную молочку относят к настоящим продуктам переработки молока.
Маркировки и логотипы
Формулировка упомянутого вначале закона оказалась очень расплывчатой. Магазины просто обязали отделять визуально, но не растолковали, как именно отделять. Поэтому никто не поспешил добавлять разные полки для молочных продуктов, ведь в законе об этом ничего не сказано. Но исполнять его надо. И в ход пошли пометки, которые должны были сориентировать покупателей.
И теперь одни магазины пользуются ценниками другого цвета, другие рисуют стрелки, третьи наклеивают логотипы и развешивают таблички. Отсутствие единой маркировки порождает путаницу. Покупателям сложно вникать в лишенную логики и порядка систему. Особенно тем, кто ходит в разные магазины и не привязан к определенной торговой сети.
По закону все правильно, поэтому покупателям остается надеяться только на свою внимательность, отыскивая товар с нужными маркерами.
Цены
Эксперты высказывали мнение, что от разделения молочки на две группы должны выиграть добросовестные производители качественного масла, сыра и сметаны. Поскольку общественное мнение не одобряет ЗМЖ, люди будут стараться выбирать натуральные продукты, а не молоко в понравившейся или подвернувшейся под руку упаковке.
В действительности для многих потребителей все решает цена товара. У молока, которое в два раза дешевле, больше шансов оказаться в корзине, независимо от его состава. Хотя при такой большой разнице в цене совершенно очевидно, что дешевый продукт был сделан из заменителей.
Разумнее выбирать товар из середины ценового ряда. Так как дешевые не отличаются качеством. А дорогие, как правило, искусственно накручивают цены, заставляя доплачивать за бренд, оригинальную упаковку или рекламу своей торговой марки.